Хорошенько выспавшись после тяжелого переезда, мы с Володей спускались вниз на лифте, чтобы найти кафешку, как вдруг дверь лифта открывается этажом ниже и в него входит Юра.
Юра Щур – клоун из Киева, который работал с нами в клоунском шоу несколько лет назад. А сейчас он работает с женой в цирке-шапито, которое тоже гастролирует по городам Китая, но в отличие от нашего клоунского шоу, почти каждый день переезжающего из города в город, они в одном городе стоят месяц и более.
Мы пересеклись просто чудом, так как через два дня и их цирк уже уезжал из Даляня. Юра предложил поехать с их артистами на автобусе в цирк, и там пообщаться, и потом посмотреть программу. У нас был выходной, и мы согласились.
Цирк-шапито стоял на огромной площади прямо на берегу моря. Рядом был пляж, но такой грязный, что купаться там совсем не захотелось. Посидев на набережной и пораспросив Юру о жизни и о работе, мы пошли в цирк, вернее за цирк, на площадку, занятую несколькими палатками, в которых переодевались актеры, и клетками с животными.
Надо сказать, что работа циркового артиста в шапито очень трудна и совсем мало оплачиваема. Условия для работы просто ужасные. Жара, грязь, ни поесть, ни попить нормально, по два представления в день. Один день в неделю выходной. Суточные они получают по двадцать юаней в день. Это катастрофически мало. Пачка сигарет стоит около 8 юаней. В общем, взрослому человеку никак не прожить на 20 юаней в день. Зарплата тоже маленькая – около тысячи долларов на человека в месяц. В общем, ужас!
Очень жалко актеров, но у них на Украине и в Казахстане (часть коллектива была из Алма-аты) вообще практически нет работы, и они просто вынуждены соглашаться на такие кабальные условия, чтобы не потерять форму и навык – в надежде на будущий хороший контракт.
Представление было удручающим. Видать, актеры (за редким исключением) решили работать на столько, на сколько им платят. Это, правда не относится к трюковой работе, ее спустя рукава не сделаешь. Зато эмоционально многие актеры решили не напрягаться. Очень редко можно было увидеть улыбающееся лицо или горящие глаза. Усталая улыбка, со вздохом облегчения, появлялась лишь в конце номера, при прощании артиста со зрителями.
Юра, хороший клоун, был поставлен в такие условия, что показать свое мастерство ему просто не дали. В китайском цирке никогда не было клоунов, и то, что у клоуна может быть репертуар, а не просто заполнение паузы на время расстановки реквизита для следующего номера, режиссерам китайского цирка, наверное, просто не приходит в голову.
Насчет режиссеров в китайском цирке – это особая тема. Они практически все страшные консерваторы. У наших друзей в нашей программе многие знакомые актеры работают в китайских шапито, так вот программа в них составлена из одних и тех же номеров. Только лица исполнителей, костюмы и музыка меняются, а так все одно и то же: воздух, проволока, ремни, вольтаж, фокусы, лошади, собачки, карликовые медведи, тигры и оркестр, дважды ходящий вокруг манежа, вначале программы и минут десять во время установки клетки для тигров. Так что, придя однажды в такое шапито, вы будете знать, какая программа идет почти во всех шапито Китая. Исключение составляют большие стационарные цирки, где работает огромное количество актеров, много режиссеров, и большое внимание уделяется дорогим спецэффектам.
изображения не найдены