Об истории чревовещания
Древний жанр
Чревовещание – очень древний жанр. Самый первый актер-чревовещатель, упоминающийся в истории, в трудах Платона (427-347гг до н. э.), и о котором было упоминание в британской энциклопедии,был грек Эврикл, который служил в театре Бахуса. В Афинах ему даже памятник поставили рядом с памятником великого греческого драматурга Эсхила. До него чревовещанием пользовались в основном религиозные служители, для устрашения людей. Они имитировали загробные голоса или голоса духов или божеств, которые внушали людям мысли и действия, нужные этим служителям.
Искусство чревовещания, называемое в Древней Греции энгастриментен (пророчество из живота), по английски–вентролоквизм, а по латыни – вентрология, было окутано тайной и передавалось только посвященным, для того, чтобы можно было управлять скованными страхом людьми. Чревовещателей очень боялись, считали их слугами дьявола, а называли их в то время «энгастримитами» или «циклидами» в честь знаменитого афинского чародея Циклида.
Пошло поверье
Гиппократ – великий медик того времени – считал чревовещание наукой, а чревовещателей – людьми с врожденной болезненной аномалией организма. В древних письменах есть упоминание и о колдунье Аэндоре, за пророчеством к которой в старости пришел царь Израиля Саул.
Кстати именно благодаря Аэндоре пошло поверье, что чревовещательницы–колдуньи, разговаривающие голосом дьявола, и многих из них потом сожгли на кострах.И подобных поверий было немало. О говорящей голове на острове Лесбос, к которой стекались люди, которым она якобы гадала.О звенящей самой по себе статуе Мнемнона. О говорящей человеческим языком статуэтке верховного жреца Мегамона в Дельфах, к которому как раз и пришел простой афинянин Эврикл, заметивший, что каждый раз перед ответом статуэтки, жрец набирает в легкие воздух, и разгадавший тайну чревовещания, став первым актером-чревовещателем в театре Бахуса в Афинах.
Люди не меняются
У Эврикла появилось много последователей, которые, изучив технику чревовещания, применяли ее в целях собственного обогащения, бесстыдно обманывая народ, играя на их страхах и религиозных чувствах. Так например описывается история некоего Александра, нажившего при помощи чревовещания немалое состояние. Александр приходил в город или село и объявлял, что завтра со всеми людьми будет говорить бог Астерикс, сам же тем временем, брал гусиное яйцо, делая маленькую дырочку высасывал содержимое, а в яйцо опускал маленькую, только что родившуюся змейку, потом запечатывал яйцо воском и прятал его на берегу пруда или речки. На следующий день, народу собравшемуся на площади он объявлял, что бог ждет их у пруда, и вместе со всеми шел к потайному месту. Выкопав яйцо и достав из него змейку, он говорил что бог хочет говорить с каждым в его шатре. Подойдя к шатру, он при помощи манипуляции менял маленькую змейку на свою большую дрессированную, вызывая восторг и трепетный ужас присутствующих, а затем при помощи чревовещания разговаривал с людьми от имени бога, разводя их на деньги.
Прошло уже столько веков, в мире столько изменений, только люди не меняются. Мне тоже один шарлатан, в начале 90-х, узнав что я могу чревовещать, предложил стать прообразом древней жрицы-пифии, которая сидела над ямой, перед храмом Аполлона в Дельфах в Греции, из которой шел пар и вызывала дух Аполлона и потом, через закрытые уста вещала волю Аполлона. Так вот, этот аферист предложил ездить по России и пророчествовать от лица Девы Марии. Якобы она предсказывает через мои закрытые уста. Так сильно расстроился услышав мой отказ, долго уговаривал, пытаясь соблазнить огромными деньгами и всемирной известностью.
Не открыть ли школу
Всемирную известность я не получила, но в России меня заметили, и даже занесли в Книгу Рекорды и Достижения России, как первую клоунессу-чревовещательницу.
У нас в России этот жанр появился сравнительно недавно, около 200 лет назад, Он начал развиваться, в основном благодаря семейной династии великих чревовещателей Донских, а потом умер Советский Союз, умерла советская эстрада, с ее сборными концертами, и умерли многие жанры, такие как конферанс, художественное слово, пантомима, чревовещание и другие. В Европе и Америке эти жанры существуют и развиваются.
Благодаря интернету я все больше узнаю о великих мастерах этого жанра, и все больше меня гложет обида, что у нас не появляются новые имена. Ведь для того, чтобы научиться чревовещать, чисто технически особого дара не надо. Есть особые приемы, позволяющие достичь очень приличных результатов, и этим приемам можно научить. А основное – это стопроцентное владение своим речевым аппаратом, мимикой и, конечно же, артистизм. Я сама для себя нашла приемы для отработки техники чревовещания(ведь школы вентрологов у нас нет), и сейчас все больше задумываюсь, не пора ли поделиться накопленными знаниями, и не открыть ли школу чревовещания.